:

Андрей Сен-Сеньков: СЕРБСКОЕ ГОСТЕПРИИМСТВО И АЛБАНСКИЕ ПОЭТЫ

In ДВОЕТОЧИЕ: 16 on 16.08.2011 at 18:27

СЕРБСКОЕ ГОСТЕПРИИМСТВО

Мирьяне Петрович

в сербском фильме психически больной поэт пишет об улитке с таким маленьким домиком на спине что она не может никого пригласить в гости там совсем нет свободного места даже для второй чашки утреннего кофе

улитка начинает освобождать домик отдирая себя от его стен

1.
чтобы позвать в гости кузнечика
она полирует стены дома до блеска
теперь это кривые зеркала
теперь это комната смеха в луна-парке
кузнечику будет весело
когда увидит отражения
когда увидит то же самое
что проснувшись видит водитель
заснувший за рулем

2.
перед тем как пригласить в гости паука
который привяжет ее паутинкой к изголовью кровати
улитка красит стены в черный цвет
теперь это S&M club
у паука будут такие руки совсем не лапы
мужские красивые руки
из тех что не устоять
из тех что накладывают на себя

3.
чтобы позвать в гости саранчу из северной африки
улитка делает из домика остров лампедузу
много места
много поместится
чем кормить она догадывается
тем что трогает всеми пальцами сразу
девушка потерявшая страх располнеть

4.
перед тем как пригласить в гости бабочку
улитка делает из раковины лабиринт
притворится минотавром
будет протыкать ее нежными рожками
пока бабочка не закатит глаза
и не закричит женской гусеницей

5.
чтобы позвать в гости сороконожку
она тащит в раковину траву
делает площадку для гольфа
изогнет свои рожки в клюшки
сороконожка будет избивать ими одуванчик
пока тот не закатится
в лунку стихотворения

6.
перед тем как пригласить стрекоз
улитка вытачивает из домика косточку-башню WTC
будут играть в теракт
потом все «обрушится»
потом все «погибнут»
окруженные красным танцем
пожарных машинок божьих коровок

 

АЛБАНСКИЕ ПОЭТЫ

РОМЕО ЧОЛЛАКУ

НАПРОТИВ ДРУГ ДРУГА

Два одинаковых холмика разделены тропинкой змеи.

Два совершенно одинаковых холмика; но один растет жужжанием пчел,

А другой уменьшается мертвой тишиной.

НАТЮРМОРТ, ОЧЕНЬ МЕРТВЫЙ

Испорченный фрукт в плетенной корзине и смятые салфетки на столе поют песни для вышивающих рук: ветер не длиннее книги, открытой на нужной странице. Мебельные души прячутся в еще необработанное дерево, вечер в плену призраков вещей, а тишина так и остается недоеденной.

Холодно так, как будто холод стоит на трех ногах.

МОЛИТВА

Бог мой, я согрешил вновь.
Эта молитва и есть мой грех.
Прости меня, Отче, не славы я искал, не искупления.
Я вообще не знаю, что искал.
Какую вечность, когда вокруг всё вечно?
И что мог искать человек,
У которого только карандаш и бумага?
Бог мой, я никогда не мечтал соразмериться с Тобой,
Не того я хотел,
Когда создавал то, что люблю.
Я хочу быть самим собой,
Маленьким богом,
Чтобы написать карандашом, например, деревце
По своему образу и подобию.
 

РИДВАН ДИБРА

ТИТАНИК

В завершение этой истории нужно забыть те ненужные вещи, которые не утонули после столкновения корабля с айсбергом (удивительно, что ему так и не дали имя).
Не заслуживающая похвалы куча тех бесполезных вещей, что всегда и спасаются.
 

ЭКРЕМ БАША

ХОЛОД

Две автомобильные фары
Два полицейских
Осматривают место преступления

Здесь убита птица
Она лежит на дне полета
Не спящая и не погребенная

Я стою рядом на середине дороги
Насквозь промерзая
От невозможности написать ей некролог

УЛИЧНЫЕ ПЛАЧИ ПРИШТИНЫ

Кто знает город лучше
Чем детская сандалия
Застрявшая в гусенице танка

Чем рты малышей
Пьющих воду
Из патронов со слезоточивым газом

Кто знает город лучше
Чем те кто отмывает его по ночам
И не может обмыть раны

Никто лучше коридоров
Похожих на затромбированные вены
в постоянно забитом подвале морга
по имени Европа
 

РАХМАН ДЕДАЙ

КОГДА

Когда снится смерть
Она говорит на языке дождя
Когда снятся герои
Они говорят на языке растущих костей

УПРЯМОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ

Оно пытается родиться
Обезглавленным

Если оно появится все-таки с головой
Вся боль
Забудется.

Если оно появится обезглавленным
Они дадут ему номер
Вместо имени

Номер из цифр которые люди
Складывают и вычитают
Умножают и делят
Всегда с ошибками
 

АБДУЛЛА КОНУШЕВЦИ

ПРОЛОГ

Однажды
Вопреки здравому смыслу
Он жестоко повесил свою улыбку
На ветви дерева
Вытащил труп наружу чтобы увидели все
Чтобы перестали верить что жизнь
Бережет нас закругляя зубы и ногти
И чтобы задумались
Стареющие внутри нас дети
 

САБРИ ХАМИТИ

СМЕРТЬ МОЛОДОГО ДОН КИХОТА

Литература говорит нам:
Дон Кихот, прочитав книги,
Выбросил их все из своей библиотеки
И начал существовать.

Его приключения
Навсегда остались в литературе,
А не в жизни.

У Дон Кихота был дом, полный книг.
Самый высокий в городе,
Он громко разговаривал
С книгами,
Без надежды услышать правду.

Но книги на полках
Молчали.
Он им был не интересен.

Истощенный и изможденный
Дон Кихот в отчаянии разбил полки.
Упав,
Книги похоронили его под собой.

Позже газеты написали:
«Он умер за своим письменным столом».
 

ФАТОС АРАПИ

ОСЕННЕЕ УТРО

Вчера осень наполнила меня до краев красками

Сегодня я
Вылил
Их на вас.

На это серое утро, на эти небеса, обесцвеченные дождем.
Сегодня
Я освободил внутри себя место для зимы.

НА МОЕМ ПИСЬМЕННОМ СТОЛЕ

На моем письменном столе
Бюст Геры,
Великой матери богов,
Она задумчиво
Смотрит – не знаю почему –
На пол-таблетки аспирина.

ГДЕ ТЫ ПОХОРОНЕНА?

Продолжая держать тебя в руках, теплой и холодной,
Я не знал где ты похоронена.
Так глубоко в моей памяти, что свет оттуда
Не достигает души?

Я обошел все земли, побывал во всех временах,
Но не нашел ни твоей комнаты, ни твоей могилы,
Пока не вошел в одну из слез,
Где и нашел тебя, лежащую живой.
 

БЕСНИК МУСТАФАЙ

ГЕРОИ И Я

Когда я был маленьким, герои были большими.
Даже больше памятников, установленным в их честь.
Я рос,
А они становились
Все меньше и меньше.
И ниже.
Пока однажды мы не сравнялись ростом.

Что случится дальше?
Я или они поймут,
Кто из нас лишний?

ПЕРЕВОД С АЛБАНСКОГО: АНДРЕЙ СЕН-СЕНЬКОВ